Эта статья знакомит дизайнеров, творчески мыслящих профессионалов или даже проект-менеджеров с инструментом по настройке, организации, структуризации и управлению дизайн-задачами и проектами: переработанный метод «двойного алмаза».
Переработанная модель «двойного алмаза»
Я создал свою, переработанную версию метода «двойного алмаза». Если вы знакомы с моделью «двойного алмаза» British Design Council, антропоцентрической дизайн-идеологией от IDEO или процессом дизайн-мышления от @d.school, вам должны быть знакомы большинство подходов, шагов и инструментов в последующих абзацах этой статьи.
Как понимать людей
Согласно Дону Норману, процесс антропоцентрического дизайна начинается с хорошего понимания людей и их потребностей, которые дизайн нацелен восполнить. Различные компании, организации и учебные учреждения приняли этот вызов и выработали определенные модели, чтобы задать структуру процесса антропоцентрического дизайна.
Чили Кон Карне и Двойной Ромб
Когда вы готовите Чили кон карне первый раз, вы сначала изучаете рецепт. Как только вы обожжете язык пару раз, вы либо перестанете налегать на специи, либо не сможете остановиться, и будете перчить больше и больше. Грубо говоря, вы адаптируете рецепт под свои нужды и вкусы.
Это то, что я сделал с дизайн-процессом в предыдущие месяцы попыток освоить цифровой дизайн взаимодействий в Hyper Island.
В качестве начального ингредиента своего блюда я использую процесс «двойного алмаза», изначально выработанный British Design Council. Мне нравится этот фреймворк за его структуру, чистоту и динамику.
Отправная точка и основы
Ключевой вопрос в почти любом дизайн-проекте звучит так: как перейти из точки, А («Не знаю» или «Может быть») к точке Б «Знаю» и «Должно быть»). Этот процесс на первый взгляд может показаться простым и быстрым.
В реальности же это бесконечный процесс, так как креативность — это привычка постоянно переделывать все по-новому, чтобы привнести положительную разницу в жизнь (Hyper Island, 2016).
Модель «двойного алмаза» представляет собой структурированный подход к принятию вызовов в четыре этапа:
- Открытие/Исследование — знакомство с проблемой (расхождение)
- Определение/Синтез — область для сосредоточения (схождение)
- Разработка / идеация — потенциальные решения (расхождение)
- Результат / реализация — решение, которое работает (схождение)
Фазы этого процесса либо сходятся, либо расходятся. Во время расходящейся фазы вы пытаетесь открыть как можно больше, без ограничений себя, а на сходящихся фазах нужно конденсировать и сужать свои идеи и наблюдения.
Если вы погуглите «Double Diamond», найдете различные интерпретации и словесные определения. Я принимаю версию, описанную выше, так как слова позволяют гибко интерпретировать этот термин под разные применения. Для меня это самый подходящий рецепт, если выражаться терминами этой статьи.
Четыре фазы процесса «двойного алмаза» можно упростить и объединить в две главные стадии:
- Стадия 1 — найди правильное решение (Diamond 1 — исследование и поиск решения)
Что бы вы ни делали, следует искать верную задачу для решения или правильный вопрос, на который нужно искать ответ. Это как раз то, что мы делаем. - Стадия 2 — сделай все правильно (Diamond 2 — разработка и внедрение)
Как только вы определили правильный вопрос для поиска ответа, задачу для решения, нужно убедиться, что вы делаете все должным образом. Это и есть нужный способ реализации.
Далее я пошагово изложу вам каждую фазу этого подхода.
Стадия 1 — найди правильное решение (Diamond 1 — исследование и поиск решения)
Эта фаза разделена на Открытие/Исследование и Определение/Синтез
Открытие/Исследование
- Разработайте бриф (стандартное начало) — попробуйте проанализировать бриф или изначальный вопрос, оспаривая каждую его часть и оценивая сферы интересов. Приведите столько элементов, сколько можете, найдите характеристики, определите сферы интересов и крайности, перечислите места, людей (персонажи), взаимодействия, которые связаны с кейсом, которые можно исследовать.
- Перед погружением в исследование, распределите свои находки по темам, чтобы получить общую структуру, и так вы сможете ограничить себя в объеме исследуемых материалов.
- Погрузитесь в исследование. Примените методы первичного (на местах) и вторичного (кабинетного) исследований. Вот исчерпывающий список методов исследования от ideo.org.
В результате получится огромное количество неструктурированных результатов исследований.
Определение/Синтез
Чтобы придать своим результатам смысл, нужно синтезировать свое исследование, следуя таким шагам:
- Загрузите (просуммируйте результаты исследования и поделитесь ими с командой) все свое исследование.
- Сгруппируйте полученную информацию по темам.
- Найдите инсайты (инсайты — это спящая правда о мотивациях, пожеланиях и досадах потребителей в конкретной теме).
Разработайте области возможностей (потенциальную область действий). - Придумайте вопросы «как бы мы могли» (такие вопросы, которые помогают понять, что можно сделать или решить в заданной сфере действий).
В результате у вас получится переработанный бриф (финальный бриф, вопросы), который либо уточняет, либо детализирует начальный бриф, а иногда даже противоречит ему.
Стадия 2 — сделай все правильно (Diamond 2 — разработка и внедрение)
Эта фаза разделена на Разработка / идеация и Результат / реализация.
Разработка / идеация
Так как вы вывели сам вопрос, который нужно решить или оспорить, вы начинаете идеацию.
- Идеация
Это веселая часть фазы расхождения. Вы должны запретить себе как-либо ограничиваться, и подходить к процессу полностью открыто. Не судите в ходе идеации. Используйте «да, и…» вместо «нет…» или «да, но». Позвольте это на данном этапе, стройте свои идеи на идеях друг друга. Есть масса инструментов и методов креативной идеации, я не буду сильно вдаваться в детали. - Оценка
В конце фазы идеации оцените свои идеи и выберите любимые. Два инструмента, которые пригодятся здесь, это точечное голосование (когда каждый член команды голосует за идеи) или матрица влияний/осуществимости (матрица, которая показывает осуществимость в соответствии с потенциальным влиянием идеи.
В результате, у вас получится одна или несколько идей, которые вы сможете прототипировать и тестировать позднее, чтобы найти лучший ответ или решения на свой вопрос или задачу.
Результат / реализация
Как только вы выработали потенциальные решения (наборы идей), вам захочется оценить финальное решение и то, каким образом его нужно реализовать или выполнить. Чтобы это сделать, примените гибкий подход из трех шагов:
- Разработка/Прототипирование
- Тестирование/Анализ
- Итерация/Повторение
Нацеливайтесь на продукт/прототип с минимальным функционалом (MVP — most viable product), который дает достаточно возможностей понять, решается ли изначальная проблема или находится ли ответ на изначальный вопрос.
В результате вы сможете выработать конечное предложение, продукт, ответ или решение.
Когда вы все сделали, можете вернуться опять к началу и проделать все заново, потому что всегда есть, что усовершенствовать.
Помните: креативность — это привычка постоянно переделывать все по-новому, чтобы привнести положительную разницу в жизнь (Hyper Island, 2016).
Еще кое-что…подождите…пара, тройка моментов
Эта статья не претендует быть единой истиной в выборе подхода к решению задач.
Эта версия подхода «двойного алмаза» — мой личный способ, всего ОДИН из возможных. Это не ЕДИНСТВЕННЫЙ подход, но он помогает принимать вызовы, подвергать сомнению и итерировать.
В зависимости от вашей роли в проекте, размер ромбов также может быть разным. То есть могут быть задачи или проекты, в которых вы полностью фокусируетесь на одной части «двойного алмаза». Более того, процесс нелинейный. В реальности вам нужно быть гибким и колебаться в любой точке.
Этот пост рассказывает об общей структуре процесса, не касаясь индивидуальных инструментов и методов, которые могут применяться в нем.
В конце концов, это лишь фреймворк, который можно применять или не применять. Мне он помог именно в процессе дизайна.
Возможно, в ходе проработки этапов вы растеряетесь, заблудитесь в дебрях анализа. Это нормально, просто идите дальше и доверяйте процессу.
Нет комментариев