Цель этой статьи дать вам хорошее представление о сетках, что это такое и как их применять в процессе проектирования. Понимание того, как использовать сетки сформируется на основе практического опыта.
Дизайнеры всех типов постоянно сталкиваются с проблемами структуры своих проектов. Одним из самых простых способов контроля структуры макета и достижения последовательного и организованного дизайна является применение сетки.
Сетка похожа на невидимый клей, который скрепляет дизайн. Даже, когда элементы физически отделены друг от друга, что-то невидимое соединяет их вместе.
Хотя сетки и макеты являются частью наследия дизайна, они по-прежнему актуальны в нашем мультиэкранном мире. Технологические устройства коренным образом изменили способ поиска информации и того, как мы работаем в нашей повседневной жизни. Сегодня 90% всех медиа-взаимодействий основаны на экране, мы просматриваем контент на мобильных телефонах, планшетах, ноутбуках, телевизорах и смарт-часах. Мультиэкранное поведение быстро становится нормой, и проектирование для нескольких экранов стало неотъемлемой частью бизнеса. Мы, дизайнеры, хотим обеспечить восхитительный и приятный опыт людям, которые используют наши продукты — и сетки могут помочь нам в этом.
Сетки помогают разработчикам с минимальными усилиями создавать лучшие продукты, связывая различные элементы дизайна вместе, чтобы добиться эффективной иерархии, выравнивания и согласованности. Если они будут выполнены правильно, ваши проекты будут выглядеть продуманными и организованными.
В этой статье я собрал много информации о сетках, в частности:
- что такое сетки,
- краткая история сетки,
- теория сеток,
- четыре вида макетов сеток,
- макет сетки в интерактивном дизайне.
Что такое сетка?
Сетка представляет собой структуру, содержащую ряд строк (вертикальных или пересекающихся), которые делят страницу на столбцы или модули. Эта структура помогает дизайнерам размещать контент на странице. Хотя линии сетки сами по себе не обязательно видны (хотя в некоторых дизайнах видны), структура помогает вам управлять пропорциями элементов, которые должны быть выровнены на странице. Сетка будет служить основой для макета страницы. Думайте о ней, как о скелете, на котором дизайнер, простым для усвоения образом, может организовывать графические элементы (например, текстовые разделы, изображения и другие функциональные или декоративные элементы).
Система сетки берет свое начало с полиграфии, но применяется ко многим дисциплинам. На самом деле, если мы посмотрим вокруг, мы увидим, что многие вещи, которые мы используем ежедневно, были спроектированы с использованием сетки:
Краткая история сетки
Прежде, чем мы погрузимся в детали макетов сеток и то, как они могут применяться в цифровых продуктах, необходимо сделать шаг назад и посмотреть в прошлое, чтобы понять основы. Эти знания помогут нам лучше проектировать для цифрового опыта. Чтобы узнать больше об историческом контексте сеток, обязательно ознакомьтесь со статьей Люсьена Робертса «Краткая история сеток».
Сетка и дизайн первых книг
Сетки тесно связаны с типографикой. Сперва сетки использовались для организации рукописного текста на бумаге, а затем были применены для компоновки манускриптов. С первых дней дизайна книг сетка помогала дизайнерам формировать макеты страниц, чтобы помочь пользователю с чтением.
Эпоха ренессанса и гармоничный дизайн
Картины эпохи Возрождения оказали существенное влияние на развитие систем сеток. Художники стремились создать идеальную геометрию, которая привела к центрированным и симметричным макетам холста, и она характеризует творчество художников того периода.
В XIII веке французский архитектор Виллар де Оннекур, в попытке добиться «гармоничного дизайна», создал схему. Эта схема объединила систему сетки с золотым сечением для создания макетов страниц с полями на основе фиксированных коэффициентов. Сегодня эта техника по-прежнему используется для создания сбалансированных дизайнов, причем большинство дизайнеров печатных книг и журналов используют схему Виллара де Оннекура.
Схема Виллара де Оннекура остается руководящим принципом в дизайне печатных объектов, таких как обложки книг. Она показывает, как найти баланс, чтобы создать элегантный вид.
Сетка и полиграфия
С начала книгопечатанья (середина XV века) до промышленной революции (конец XVIII века), книга была основным печатным продуктом. За редкими исключениями шрифт обычно устанавливался в одной выровненной колонке на страницу и размещался симметрично.
Промышленная революция и борьба за внимание
Промышленная революция ознаменовала начало массового производства. Рост числа печатных продуктов, таких как газеты, плакаты, листовки и реклама всех видов, сделал дизайнеров печати востребованными. Дизайнерам приходилось решать две проблемы: передавать разнообразные сообщения различным группам людей и сохранять естественное поведение при сканировании, а также не допустить конкуренцию различных разделов за внимание читателя.
Швейцарская школа
Сетка, как мы ее знаем сегодня, связана со швейцарской типографикой. Во время Первой мировой войны Швейцария, сохранявшая нейтралитет, стала местом встречи творческих людей со всей Европы. Поскольку печатные публикации должны были издаваться на трех официальных языках (немецком, французском и итальянском), дизайнеры нуждались в новой системе сетки, которая позволяла бы это делать. Типографы, такие как Ян Чихольд и Герберт Байер, обратились к модульному подходу. Впервые в качестве динамического компонента в дизайне макетов использовалось пустое пространство, что привело к разработке сложных систем сеток.
Основы теории сетки
Независимо от того, работаете ли вы в печати или в сфере веб/мобильного дизайна, вам нужно понять основы теории сетки.
Анатомия сетки
Независимо от того простые это или сложные сетки, все они имеют некоторые общие части:
- Формат
Формат — это область, в которой размещается дизайн. В бумажной книге формат — это страница. В Интернете формат — это размер окна браузера. - Поля
Поля — это отрицательное пространство между краем формата и внешним краем содержимого.
- Столбцы и промежутки между ними (аллеи)
В своей основной форме сетка состоит из двух основных компонентов: столбцов и промежутков между ними. Столбцы — строительные блоки сетки. Пространство между столбцами называется аллеями (alleys). Вместе столбцы и аллеи занимают горизонтальную ширину экрана.
- Модули
Модули представляют собой отдельные единицы пространства, созданные из пересечения столбцов и строк (т. е. горизонтальные эквиваленты столбцов).
Четыре вида макетов сетки
Колонки, модули, аллеи и поля можно комбинировать по-разному, чтобы сформировать различные типы сеток. Ниже представлены четыре стандартных сетки:
- манускриптная сетка,
- колончатая сетка,
- модульная сетка,
- базовая сетка.
Давайте рассмотрим, когда какую исследовать.
Манускриптная сетка (Manuscript Grid)
Манускриптная сетка (или сетка с одним столбцом, как ее часто называют) является простейшей сеткой. Это по существу большая прямоугольная область, занимающая большую часть пространства внутри формата. Манускриптные сетки хорошо подходят для непрерывных блоков текста. Однако они не ограничиваются текстом; изображения могут быть использованы для заполнения этого блока.
Исходя из названия, люди естественно связывают манускриптные сетки с печатной страницей. Манускриптные сетки традиционно используются в книгах и являются хорошей компоновкой для представления непрерывных блоков текста.
Многоколоночная сетка (Multicolumn Grid)
Как следует из названия, многоколоночная сетка имеет несколько столбцов. Помните простое правило: чем больше столбцов вы создадите, тем более гибкой становится ваша сетка.
Колончатые сетки полезны для макетов, содержащих неоднородную информацию. Когда вы используете многоколоночную сетку, можно создавать зоны для различного контента. Например, вы можете использовать конкретный столбец только для иллюстрации.
Модульная сетка (Modular Grid)
В то время, как многоколоночная сетка разбивает страницу по вертикали на несколько столбцов, модульная сетка подразделяет страницу на модули как по вертикали, так и по горизонтали. Столбцы и строки и промежутки между ними создают матрицу ячеек или модули.
Модульные сетки хороши, когда вам требуется больше контроля над сложной компоновкой, чем может предложить колончатая сетка. Модульная сетка предоставляет гибкие форматы для страниц и позволяет создавать сложную иерархию. Каждый модуль в сетке может содержать небольшой фрагмент информации, или смежные модули могут быть объединены для формирования блоков.
Базовая сетка (Baseline Grid)
Базовая сетка является базовой структурой, которая направляет вертикальные интервалы в дизайне. Она используется в основном для горизонтального выравнивания и для иерархии. Подобно тому, как вы используете столбцы и модули в качестве направляющих в своем дизайне, вы можете использовать базовую сетку для создания согласованности в вашем макете. Использование этого типа сетки сродни письму на миллиметровой бумаге — сетка гарантирует, что нижняя часть каждой строки текста (ее базовая линия) выравнивается с вертикальным интервалом. Это делает базовую сетку не только отличным типографическим инструментом, но и чрезвычайно полезной, когда вы располагаете элементы на странице, потому что вы можете быстро проверить пробелы.
Макеты сеток в дизайне взаимодействия
Дизайн взаимодействия изменил наше отношение к сеткам. Дизайн взаимодействия изменчивый и не имеет фиксированного размера, потому что люди используют различные типы устройств для взаимодействия с продуктом, от крошечных экранов смарт-часов до ультрашироких экранов телевизоров. При использовании продукта люди часто перемещаются между несколькими устройствами для выполнения одной задачи. Несмотря на размер экрана, дизайнеры должны организовывать контент самым интуитивно понятным и простым в использовании способом. Один из подходов для достижения этого — использование системы сеток. Для интерактивного дизайна предпочтителен макет сетки, поскольку он определяет базовую структуру дизайна и то, как каждый компонент реагирует на разные контрольные точки. С этим типом сетки быстрее и проще проектировать для нескольких экранов и разрешений.
Системы сеток в цифровом дизайне продуктов организуют элементы на странице и соединяют пространства. Система сетки улучшает качество дизайна (функционально и эстетично) и эффективность процесса проектирования несколькими способами:
- Создает четкость и согласованность
Сетка является основой порядка в дизайне. Пропорция, ритм, пустое пространство и иерархия — все характеристики дизайна, которые непосредственно влияют на скорость когнитивной обработки информации. Сетки создают и обеспечивают согласованность этих элементов во всем интерфейсе. Эффективная сетка направляет взгляд, делая сканирование объектов на экране проще и приятнее. Это особенно важно в цифровых продуктах, поскольку они являются функциональными, а это означает, что люди используют продукты для выполнения конкретных задач, таких как отправка сообщения или бронирование гостиничного номера. Согласованность помогает пользователю понять, где найти следующую информацию или какой шаг предпринять дальше. - Улучшает понимание дизайна
Человеческий мозг делает выводы за доли секунды. Дизайн, который плохо составлен, сделает продукт менее удобным и заслуживающим доверия. Сетки соединяют и укрепляют визуальную иерархию дизайна, предоставляя набор правил, например, место элементов в макете. - Делает дизайн адаптивным
Адаптивный дизайн уже не роскошь, а необходимость, потому что люди используют приложения и веб-сайты на устройствах с широким спектром экранов. Это означает, что дизайнеры больше не могут проектировать для экрана одного устройства. Обилие устройств заставляет дизайнеров мыслить понятиями динамических систем сеток вместо фиксированной ширины. Использование сетки создает последовательный опыт на нескольких устройствах с разными размерами экрана. - Ускоряет процесс проектирования
Сетки позволяют дизайнерам управлять пропорциями элементов интерфейса, такими как интервалы и поля. Это помогает с самого начала создавать идеальные до пикселя проекты и избегать переработки, вызванной неправильными настройками. - Упрощает модифицирование и повторное использование дизайна
В отличие от печатной продукции цифровые продукты никогда не заканчиваются — они постоянно меняются и развиваются. Сетки обеспечивают прочную основу, потому что, когда все соответствует сетке, предыдущие решения могут быть легко использованы для создания новой версии дизайна. Сетка — это скелет, который можно использовать для создания внешне совершенно разных проектов. - Облегчает совместную работу
Сетки упрощают дизайнерам совместную работу над проектами, предоставляя план размещения элементов. Системы сеток помогают разделять работу над дизайном интерфейса, поскольку несколько дизайнеров могут работать над разными частями макета, зная, что их работа будет плавно интегрирована и последовательна.
Сетки — это фундамнтальная часть руководств по стилю
Работа над большинством дизайн-проектов предполагает сотрудничество между дизайнерами и разработчиками. Нет ничего хуже для UI дизайнера, чем передать идеальный до пикселя макет дизайна и выяснить, что в производстве он выглядит совершенно иначе.
Сетки — это каркас, который ускоряет процесс передачи проекта от дизайнера к разработчику, позволяя разработчикам предварительно задавать классы в своем коде, соответствующие размерам столбцов. Это предотвращает несогласованную реализацию и сокращает количество часов, необходимых для создания веб-сайта. Для получения дополнительных советов о том, как дизайнеры и разработчики могут лучше работать вместе, ознакомьтесь со статьей «Характеристики дизайна: повышение продуктивности и ускорение передачи проекта от дизайнера разработчику».
Лучшие практики использования макетов сетки
В то время, как макеты сетки помогают дизайнерам добиться последовательного, организованного внешнего вида своих дизайнов и управлять отношениями и пропорциями между элементами, при проектировании с сеткой необходимо учитывать несколько моментов.
Выбор нужной сетки
«Сколько столбцов?» — это первый вопрос, который задают дизайнеры, начиная работать с сеткой.
Многие популярные фреймворки используют систему сеток на 12 столбцов с равной шириной. Из достаточно малых чисел число 12 легче всего делить. Можно иметь 12, 6, 4, 3, 2 или 1 равномерно распределенные столбцы. Это дает разработчикам огромную гибкость макета.
В то время, как 12-колоночная сетка является популярным выбором среди многих дизайнеров, это не универсальное решение. Когда вы выбираете сетку, выберите также количество столбцов, которое вам действительно нужно для вашего дизайна. Нет смысла использовать сетку с 12 колонками, если вашему макету требуется всего 8 столбцов.
Как узнать, сколько столбцов использовать? Прежде чем принимать решение о количестве столбцов, набросайте возможные макеты (сойдет эскиз на бумаге). Это означает, что вам нужно знать, какой контент будет на экране. Контент будет определять сетку, а не наоборот. С эскизами вы будете лучше информированы о количестве столбцов, которое вам нужно.
Учитывайте ограничения
При проектировании сетки учитывайте ограничения вашего дизайна. Например, большинство пользователей могут использовать определенный тип устройства (например, телефон). Это означает, что все проектные решения (включая сетку) должны учитывать это ограничение. Научиться проектировать с ограничениями — это навык, который поможет вам сосредоточиться на том, что действительно важно для ваших пользователей.
Возьмите важные объекты в рамку
Направляйте внимание пользователя на важные элементы, добавляя к ним визуальный вес. Совет: Элементы, которые растягиваются на несколько столбцов, визуально важнее элементов, которые заполняют только один столбец.
Не бойтесь выходить за пределы сетки
Столбец сетки — это то место, где каждый блок контента должен начинаться и заканчиваться. Это правило просто и легко соблюдать. Тем не менее, дизайнеры часто намеренно нарушают столбцы сетки, чтобы увеличить визуальный интерес или выделить определенные элементы. Вырывая элементы из сетки, вы будете выделять их, потому что пользователь быстро увидит эти разрывы и обратит на них свое внимание.
Если вы решите нарушить сетку, знайте, что вы делаете. Вырывание элементов из колонок может нарушить визуальную иерархию и ухудшить опыт пользователя.
Обращайте внимание на горизонтальные и вертикальные интервалы
Выравнивание сетки требует внимания к горизонтальным и вертикальным ритмам, что не менее важно. Рассмотрим разницу в приведенных ниже примерах. В первом примере сетка соответствует ширине столбца и горизонтальному расстоянию, но различный вертикальный интервал создает визуальный шум. Во втором примере как горизонтальные отступы (т. е. пространство между блоками контента), так и вертикальные (между столбцами) согласованы, что упрощает визуальное восприятие общей структуры и содержимого.
Обратите внимание на горизонтальные и вертикальные отступы. Слева — различные вертикальные интервалы. Справа последовательный вертикальный интервал
Используйте базовую линию сетки для выравнивания элементов
Как уже упоминалось, базовую сетку можно использовать для горизонтального выравнивания и иерархии. Выравнивание элементов дизайна интерфейса (контейнеры для текста, изображений и контента) по базовой линии означает, что вам нужно сделать их высоту кратной значению базовой линии. Например, если вы выберете 8 пикселей в качестве базового значения и хотите выровнять текст, вам нужно будет сделать высоту строки шрифта кратной базовому значению, что означает, что высота линии может быть 8, 16, 24, 32
Оптимизируйте сетки для мобильных устройств
Мобильные сетки имеют ограниченное пространство, что делает невозможным многоколоночный макет. Мобильный контент обычно ограничен одним или двумя столбцами. При проектировании для мобильных устройств рассмотрите использование макета плиточной сетки, в которой высота столбцов и строк одинакова. Это даст возможность увидеть в дизайне квадратные плитки.
На мобильных устройствах пользователи имеют ограниченное пространство экрана и могут просматривать только небольшое количество контента за раз, прежде чем прокручивать его дальше. Таким образом, при проектировании макета сетки делайте изображения достаточно большими, чтобы их можно было распознавать, но достаточно малыми, чтобы можно было видеть больше контента за раз.
Тестируйте
Ваша сетка не высечена в камне. Как и любая часть дизайна, сетка должна быть протестирована и должна пройти итерацию по результатам этих тестов.
Вывод
Теперь у вас должно быть хорошее понимание систем сетки, что они такое и как они могут быть применены к вашему процессу проектирования. Понимание того, как использовать сетки, будет получено из практического опыта.
Как сказал Йозеф Мюллер-Брокманн: «Система сеток — это помощь, а не гарантия. Она позволяет использовать несколько возможных применений, и каждый дизайнер может найти решение, соответствующее его личному стилю. Но нужно научиться использовать сетку — это искусство, которое требует практики».
Эта статья — часть серии публикаций по UX дизайну, спонсируемая Adobe. Инструмент Adobe XD создан для быстрого и гибкого процесса проектирования UX, поскольку он позволяет быстрее перейти от идеи к прототипу. Вы можете проектировать, прототипировать и делиться проектами — все в одном приложении. Вы можете ознакомиться с вдохновляющими проектами, созданными с помощью Adobe XD на Behance, а такжеподписаться на новостную рассылку Adobe, чтобы оставаться в курсе последних трендов UX/UI дизайна.
Нет комментариев